Современное строительство трудно представить без применения
гусеничного экскаватора – еще бы, ведь это один из самых распространенных видов землеройной спецтехники. Большая популярность таких машин обусловлена их универсальностью и высокой производительностью, приспособленностью для работы в тяжелых и экстремальных условиях, отличной устойчивостью и превосходной проходимостью в практически любых типах грунта.
Первые серийные модели привычных гусеничных экскаваторов с поворотной платформой были разработаны в середине прошлого века, а применение такой спецтехники в массовом порядке началось в 80-х годах, со стартом нового всплеска строительного бума. Резкий рост популярности таких машин был обусловлен как сочетанием мощи и производительности, так и возможностью применения различного навесного оборудования, такого, как грейферы, трамбовки, разные виды ковшей, гидравлические ножницы, гидромолоты. С их помощью всего лишь одна такая машина может заменить по возможностям целый парк техники.
Гусеничный экскаватор называется так потому, что за его передвижение по местности отвечают гусеницы, опирающиеся на ведущие и опорные катки. В зависимости от ширины гусеничной ленты, состоящей из множества звеньев с зацепами для грунта, меняется проходимость и устойчивость машины. Другими важными частями экскаватора являются:
• ходовая тележка и поворотная платформа;
• силовая установка двигателя и трансмиссия;
• закрытая кабина с рабочим местом оператора;
• стрела с рукоятью и прикрепленным к ней ковшом.
Работа движущихся частей экскаватора осуществляется за счет применения планетарного редуктора и гидравлики. Поворотная платформа с утепленной кабиной и стрелой способна делать полный оборот вокруг своей оси, что в сочетании с высоким уровнем маневренности шасси существенно расширяет удобство выполнения земляных работ. В большинстве случаев двигатель экскаватора дизельный, но сегодня все чаще выпускаются модели, работающие от аккумулятора.
Экскаваторная кабина оснащена теплоизоляцией в соответствии с климатическими условиями местности, на эксплуатацию в которых рассчитана конкретная модель, а также имеет звукоизоляцию и защиту оператора от вибраций, создающихся в процессе работы агрегата. Остекление гусеничного экскаватора панорамное – такой вариант обеспечивает максимально качественный обзор и создает комфортные условия для работы. Кабина оснащена усиливающим каркасом, защищающим ее разрушения при падении сверху тяжелых предметов.
Длина стрелы и рукояти для ковша зависит от модели гусеничного экскаватора, влияет на глубину выемки грунта и рабочий радиус спецтехники. Экскаваторные ковши отличаются по вместительности и конструкции – в зависимости от предназначения. При необходимости стандартный вариант может быть заменен на любой другой, а также на различные виды дополнительного навесного оборудования – гидромолот, трамбовку, грейфер, ножницы. Существует несколько видов ковшей для экскаваторов, вот лишь некоторые из них:
• универсальный – самый распространенный вариант;
• усиленный – для работы с особо плотным грунтом;
• погрузочный – для погрузки сыпучих материалов;
• планировочный – для создания необходимого рельефа;
• скальный – для грунта с высоким содержанием камней.
Ковши различаются по углу атаки, объему и прочности зубьев. Кстати, зубья являются расходным материалом – по мере износа они легко снимаются и заменяются на новые аналоги, что в разы продлевает срок службы ковшей. В целом, современный гусеничный экскаватор – надежная и долговечная техника с высокой производительностью, идеальный выбор для проведения масштабных землеройных работ. Грамотная компоновка узлов облегчает ремонт – мелкие неисправности могут устраняться прямо в полевых условиях. А защищенная кабина с панорамным обзором обеспечивает безопасность работы оператора.